Поделиться/Share

Решил поделиться своими размышлениями относительно ситуации, сложившейся вокруг Евгения Пригожина и ЧВК «Вагнер».

Сразу оговорюсь, что не являюсь экспертом ни по частным военным компаниям, ни по делам Евгения Пригожина, ни по тому, что в действительности творится в Министерстве обороны России, как и прочих русских силовых структурах. Хотя мне, безусловно, крайне интересно наблюдать за тем, что происходит в последние десятилетия в России, как, впрочем, и на всём постсоветском пространстве.

Не скрою, что объявленный Евгением Пригожиным 23 июня этого года «Марш справедливости» ЧВК «Вагнер» на Москву, который также стремительно начался, как и завершился, изначально меня несколько озадачил. Прежде всего, потому, что этому маршу фактически не было оказано никакого серьёзного сопротивления.

Соответственно, если бы этот марш продолжился дальше, то вовсе не исключено, что прекрасно экипированным и вооружённым, имеющим огромный опыт ведения реальных боевых действий, в том числе в городских застройках, испытанным временем и тяготами жизни на передовой в условиях настоящей войны отрядам ЧВК «Вагнер» ничто не помешало бы дойти до Москвы.

.

.

Второй вопрос, который меня озадачил – а в чём, собственно, был смысл этого «Марша справедливости»? То есть – что именно намеревались делать те самые отряды в столице России? И собирались ли они вообще там что-то делать? Сам Евгений Пригожин сразу же открыто заявил, что менять политический строй в своей стране не заинтересован, свергать действующую власть в лице президента Путина не намерен.

Мало того, и до, и после «Марша справедливости» все мои друзья и знакомые, в том числе гораздо более осведомлённые в нюансах взаимоотношений группировок российских элит, которые стало принято называть «разными башнями Кремля», в один голос заявляли, что Евгений Пригожин – «очень близкий Путину человек».

.

.

Я, конечно, прекрасно понимаю, что даже такой человек в определённой ситуации мог «сорваться». По крайней мере, теоретически. Ведь, в России действительно назрели грандиозные проблемы, требующие незамедлительного решения, которые очевидны всем.

Не вижу смысла вдаваться здесь во все подробности, но основные моменты всё-таки считаю необходимым обозначить для понимания ситуации в целом. А главные проблемы, с моей точки зрения, следующие.

Во-первых, «Специальная военная операция» (СВО) России на Украине давно уже превратилась в полноценную войну. Гражданская ли это война «русских с русскими», мировая «русских с коллективным Западом» или и то, и другое – вопрос отдельного разговора. Но это полноценная война, что давно пора признать.

Во-вторых, поскольку идёт полноценная война, Россия должна активно реагировать на это, как на самом высоком уровне, так и на всех остальных – с самого верха до самого низа. Но этого, вопреки здравому смыслу, почему-то не происходит.

Однако дело в том, что этой активной реакции ждут даже не столько российские союзники в мире, сколько русский народ, да и всё население страны, которое считает себя патриотами России. А чего они, собственно, ждут? Здесь всё просто: мобилизации экономики в соответствии с требованиями времени и кадровых перестановок, прежде всего, в верхних эшелонах власти, для решения неотложных проблем.

Простым языком – весь бизнес и государственная номенклатура в России сейчас должны работать исключительно в интересах страны. А если это не так – а это, судя по всему, не так – требуется кардинальное вмешательство государства для срочного внесения необходимых корректив. Но ничего подобного в России не происходит, несмотря на явные ошибки или даже, что тоже не исключено, на заведомый саботаж со стороны бизнеса и госчиновников разных уровней.

Отсутствие в такой ситуации необходимых изменений в стране, включая назревшие кадровые перестановки в ключевых структурах власти, в том числе министерствах и ведомствах, отвечающих за ту же СВО, приводит в замешательство не только союзников России, но и всё российское общество. В итоге недовольными проводимой политикой становятся уже не только оппоненты действующей власти, но и её естественные, традиционные партнёры.

.

.

В этом контексте можно было бы предположить, что «Марш справедливости» – это как раз была такая реакция «патриотов» на бездействие власти, которая «не желает ничего видеть и никого слышать». Как бы агрессия от безысходности. Впрочем, тогда бы, если опираться на чистую логику, «очень близкий Путину человек» должен был предъявить основные претензии именно президенту России. Но этого не произошло.

А это означает, что мотивы и цели «похода на Москву» кардинально отличались от тех, что во время марша и впоследствии обсуждались в информационном поле. Причём, как в самой России, так и за её пределами. Я с удовольствием изучил все конспирологические версии минувших событий – а они, кстати, продолжают появляться и множиться. Правда, ни одна из них мне не показалась жизнеспособной.

Ничего не утверждаю, но мне почему-то сразу пришла на ум одна очень интересная историческая аналогия, которой я и готов с вами поделиться. И да – ни в коем случае никаких прямых параллелей не провожу, просто делюсь информацией и постараюсь кратко пересказать события, за которыми я, по воле случая, в своё время наблюдал.

.

.

А речь пойдёт, как ни странно, о Туркменистане. В советские времена это была Туркмения, которой ещё с 1985 года руководил перспективный юноша 1940 года рождения – первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Туркменской ССР Сапармурат Ниязов. Если не вдаваться в подробности дальнейших политических пертурбаций, с развалом Советского Союза он стал бессменным президентом независимого Туркменистана вплоть до своей смерти в 2006 году.

Человек он был крайне нравственный и высокоморальный, поэтому ещё в советские времена ходил на ночные дискотеки с друзьями и соратниками инкогнито. Стыдился своего «зрелого» возраста, поэтому красил седые как снег волосы в чёрный цвет, а маленький рост компенсировал ношением туфлей на огромных платформах. Со стороны он в такой обуви выглядел довольно забавно, но на групповых фото (в полный рост его было фотографировать запрещено) это поднимало его намного выше реального положения дел, на что, собственно, и был расчёт.

Став главой независимого Туркменистана, Сапармурат Ниязов довольно быстро установил в стране абсолютную личную власть, которая сопровождалась беспрецедентным культом его личности.

.

.

Так, он официально (постановлением туркменского парламента – Меджлиса) присвоил себе титул «Туркменбаши», что означает «Отец всех туркмен». А неофициально подданные должны были называть не иначе как «сердар» – вождь.

Город Красноводск был переименован в честь него в Туркменбаши. Самая высокая горная вершина Туркмении стала называться «Пик Великого Туркменбаши».

Прижизненные памятники, портреты «сердара» повсюду, лик «Отца всех туркмен» на купюрах национальной валюты – маната, ученая степень доктора политических и экономических наук и звание академика.

Пять раз туркменский лидер удостаивался звания Героя Туркменистана и награждался медалью «Золотой Полумесяц», стал кавалером ордена «Величие духа», получил огромное количество прочих наград. И так далее и тому подобное.

Но, конечно, изюминкой на торте стало издание в 2001 году философско-исторического исследования духовности туркменского народа за авторством Туркменбаши – «Рухнама» («Книга духа»).

.

.

В ней, в частности, говорится, что предки современных туркмен основали более 70 государств на территории современной Евразии, именно они первыми изобрели колесо и телегу, придумали плавить металл. И всё в таком духе.

А в 2004 году был издан второй том «Рухнамы» с изложением наказов и заветов Туркменбаши настоящим и грядущим поколениям туркмен.

Творение «сердара» стали изучать как отдельный предмет в школах и вузах страны. Повсеместно были оборудованы «комнаты Рухнамы», а в штатном расписании организаций появились специалисты, чтение и толкование «Книги духа» для которых стало профессией.

Однако поднять «Рухнаму» до уровня «Корана» главный муфтий Туркменистана отказался, за что моментально поплатился своей свободой.

И тут надо сказать, что любые проявления инакомыслия «Отец всех туркмен» на дух не переносил. Со всеми вытекающими последствиями.

Как результат – все оппоненты, оппозиционеры и недовольные режимом Сапармурата Ниязова были либо осуждены, либо уничтожены, либо бежали за границу, либо ушли в глубокое подполье. Но Туркменбаши этого было недостаточно – мысль о том, что его могут свергнуть, «сердара» сильно печалила.

Да и туркменские силовики подливали масла в огонь, постоянно докладывая любимому вождю о том, сколько сотен и даже тысяч попыток покушений на него им успешно удалось задушить в зародыше. Естественно, что организацией этой деятельности неустанно занимались бежавшие за границу соперники Туркменбаши, используя для своих тёмных делишек глубокое подполье, коварно действующее в Туркменистане.

Очевидно, что дальше так жить было нельзя. Поэтому был придуман хитроумный план устранения всех существующих и возможных угроз. А дальше события разворачивались следующим образом.

Один очень близкий Ниязову человек, занимавший высокий пост в одной из ключевых силовых структур Туркменистана, «тайно» связался с видными представителями оппозиции за рубежом. И сообщил им, что больше не в состоянии быть под пятой тирана-Туркменбаши, а тем более смотреть на то, как жутко страдает из-за спятившего диктатора народ туркмен. И предложил совершить госпереворот, объединив силы всех недовольных, как снаружи, так и внутри страны.

«Службист-оборотень» оказался крайне убедителен. Поэтому договорились на том, что в определённый день все мятежники (в том числе тайно прибывшие из-за рубежа) соберутся в одном из приграничных городов и начнут «Поход справедливости» на столицу Туркменистана при всесторонней поддержке туркменских силовых структур.

А по дороге к ним присоединятся колхозники, рабочие, служащие, блюстители закона, армия и все-все-все, кто диктатурой недоволен. Таким образом – обнадёжил заговорщиков близкий «сердару» человек – дело будет сделано «без шума и пыли» за пару дней, поскольку тираном недоволен весь народ, без исключений.

И день «Х» действительно настал. Правда, очень близкий Ниязову службист, как оказалось, вовсе не собирался вставать на сторону мятежников. Просто их нужно было выявить и компактно собрать в одном месте, чтобы затем полностью и окончательно нейтрализовать все остатки оппозиции и всех тех, кто к ней присоединится или как-то нехорошо проявит себя в этой ситуации.

План, кстати, удался на славу – именно так, как планировалось, всё и произошло. А главный политический конкурент Туркменбаши, который до того долго и успешно прятался за рубежом, впоследствии так проникся идеями «Рухнамы», что написал в застенках ниязовского режима книгу-покаяние. В ней он признал гениальность великого вождя, а также свою глупость и ничтожность.

Какова дальнейшая судьба очень близкого «сердару» службиста – история умалчивает. Возможно, он был награждён высокими наградами, но не исключено, что и наказан в назидание окружающим. А может и погиб по чисто трагической случайности. Или сменил внешность и место жительства, став новой личностью где-то там, где его никто не сможет найти.

Но тот «Поход справедливости» стал поводом для проведения очередных серьёзных политических (и не только) чисток на всех уровнях туркменского общества.

Ну, а «Отец всех туркмен» жил спокойно и счастливо, но недолго. Умер он накануне 2007 года, как утверждалось – по естественным причинам.

.

.

Сейчас, конечно, совсем другие времена, ситуация – разная, и никаких прямых аналогий здесь, естественно, нет. Но что-то всё-таки во всём этом, безусловно, есть. А выводы для себя пусть каждый делает сам.

Добавлю лишь, что «Марш справедливости» Евгения Пригожина и ЧВК «Вагнер» завершился 24 июня. А уже 29-го числа того же месяца президент России Владимир Путин, по словам его пресс-секретаря, провёл трёхчасовую встречу в Кремле, на которой присутствовало 35 человек. А именно – Евгений Пригожин и все командиры отрядов ЧВК «Вагнер».

При этом все приглашённые «акцентировали, что являются убежденными сторонниками и солдатами главы государства и готовы дальше продолжать сражаться за Родину». В чём, собственно, и нет ничего странного, поскольку уже довольно давно появилась информация, что Евгений Пригожин предлагает сформировать на базе ЧВК «Вагнер» армейский корпус, подчиненный непосредственно и исключительно Владимиру Путину.

В то же время «мятеж Пригожина» спровоцировал масштабные кадровые изменения как минимум во всех российских силовых структурах. Детали пересказывать не буду – это скучно, да и сами всё знаете. А если нет – информация в открытом доступе.

И – опять же, вишенка на торте – 23 августа 2023 года случилась авиационная катастрофа, в которой, как утверждается, погиб как сам Евгений Пригожин, так и всё руководство ЧВК «Вагнер».

.

.

Если это действительно правда, – мои глубочайшие соболезнования всем, кто к этому не безразличен. И, наверное, в первую очередь, самому государству российскому. Как бы официальные лица этого государства ко всему этому не относились (ну, или не делали вид, что относятся именно так).

.

.

Однако события, которые последовали сразу за этим, заставили меня задуматься, что не всё так однозначно.

Допустим, я был крайне удивлён, что вокруг похорон погибших была совершенно определённо создана атмосфера некоей таинственности и секретности. И сделано это было не случайно, а намеренно.

Притом, что все российские госчиновники – от самого верха и до самого низа – почему-то сделали вид, что вообще ничего существенного как бы и не произошло. Как будто случилось некое вполне стандартное, обычное и традиционное событие. А это – как минимум очень странно.

.

Поделиться/Share

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.