Поделиться/Share

Телеграм-канал «Разгрузка Вагнера» (https://t.me/razgruzka_vagnera/296) призвал граждан нашей страны, уважающих и чтящих память Героев своей Родины, погибших в авиакатастрофе в Тверской области 23 августа 2023 года, прийти 1 октября и возложить цветы в городах и весях России, в местах, где их имена поминает благодарный им народ ежедневно, ежечасно, ежеминутно…

Не знаю как обстоят дела с другими мемориалами ЧВК «Вагнер», но найти место захоронения Евгения Пригожина в Санкт-Петербурге (по адресу Рябовское ш., 78, «Пороховское кладбище») оказалось не так просто. А побывав там, я решил подробно рассказать об этом, чтобы те, кто решит повторить мой путь, избежали неприятных сюрпризов. Ну, или хотя бы были к этим сюрпризам готовы.

Я принял решение посетить могилу Пригожина задолго до призыва упомянутого телеграм-канала, и сделал это, как только позволило время. 4 часа – и я в Питере. По совету людей, хорошо знавших приоритеты своего шефа, Первого, купил большой букет красных роз, которые он сам всегда приносил на могилы достойных, но, не знаю почему, решил разбавить его небольшим количеством роз белых…

.

.

Вызвал такси, в маршрут которого забил: “Пороховское кладбище”…

Таксист плохо говорил по-русски. Ехали долго по незнакомым районам города. За окном мелькали то сталинки, то хрущевки, то новомодные высотки, то промышленные пейзажи. Наконец появились не то парки, не то перелески. Потом – опять 2-х и 3-х-этажные дома, похожие на окраинные районы малых российских городов.

Когда дорога внезапно превратилась в одностороннюю, шофер неожиданно свернул с неё вправо на засыпанную щебнем площадку перед чем-то похожим на автопредприятие, где стояли грузовые и пара легковых машин. С другой стороны дороги – лес.

– Приехали, – заявил таксист. – Выходите уже!

– А где вы тут видите кладбище? Где – забор, ворота, стоянка…, – возмутился было я.

– Вам лучше знать, вы – местный, а не я. Видите на карте навигатора – Пороховское кладбище, Рябовское шоссе, 78? Мы на месте… выходите! Дальше не повезу.

У легковушек, припаркованных около упомянутого автопредприятия, я заметил куривших молодых людей, вышел, предупредив таксиста, что уточню у них точную дорогу и вернусь.

– Не подскажите, где Пороховское кладбище?

– Понятия не имеем, – ответили они чуть ли не хором.

– «Алиса», покажи Пороховское кладбище! – уткнувшись в свой телефон произнес один. – Вот, смотрите… чуднó! Она показывает, что кладбище где-то в этом перелеске, слева… видите, на той стороне дороги что-то похожее на грунтовую дорогу? Хотя что-то сомнительно…

Я вернулся в такси и еле уговорил водителя проехать чуть дальше – возможно кладбище где-то там… нашли поворот налево… ехали-ехали, наконец, где-то вдалеке от дороги среди деревьев замелькали кладбищенские оградки. Оказалось, что мы едем по кругу, и вскоре вернулись на то же самое место, рядом с площадкой у «автохозяйства». В итоге таксист уехал, высадив меня около “проселочной дороги”, по которой я и пошёл пешком.

И – о чудо! Углубившись в пролесок у меня, наконец, появилась надежда найти Пороховское кладбище – на возвышенности среди деревьев показалась пожилая женщина, а рядом с ней – несколько вёдер с цветами. Значит, где-то тут точно должно быть кладбище.

Продвигаясь дальше, я увидел странные ворота, правда, без всяких надписей над ними или где-то около. Никакой автостоянки, но прямо на траве перед забором стояла пара легковых автомобилей.

– Не ищите центрального входа – это он и есть. Можно войти не только здесь, но именно этот вход – главный, а это и есть центральная аллея. Вам нужна могила Пригожина? Идите по указателям – она недалеко. У нас всё кладбище-то – сто на сто метров, – засмеялась женщина, торговавшая цветами.

Ещё дальше замаячило здание кладбищенской конторы с табличкой: Рябовской шоссе, 78. На такси сюда точно никто не довезет! Судя по всему, проезд на территорию разрешен или по спецпропускам, или только сотрудникам кладбища. У конторы – нагромождение всяческой кладбищенской утвари…

Иду дальше: после конторы – поворот и спуск по крутым бетонным ступеням вниз, переход через небольшой овраг и снова подъем. Потом ещё несколько метров уже по более узкой дорожке, опять поворот и спуск, но более пологий. Отсюда, наконец, видно место захоронения Директора.

.

.

Прямо напротив, за одной из оградок – скамеечка и мусорный ящик. Это очень кстати. Здесь можно и что-то положить или поставить, и выбросить мусор.

.

.

К самой могиле подойти так, чтобы поклониться кресту с фотографией Первого, невозможно. Места там так мало, что для того, чтобы это сделать, нужно либо идти по свежей могиле, либо по цветникам соседних, которые также заставлены лампадами, ёмкостями с цветами, детскими игрушками, записками с благодарностями и просьбами о прощении «Дяде Жене»…

.

.

…и даже наполненными стопариками с алкоголем, который, кстати, по утверждениям тех, кто ежедневно общался с Пригожиным, он никогда не употреблял. Убрать, передвинуть всё это не позволяют ни руки, ни ноги, ни совесть.

.

.

Никакой суеты у могилы нет, но 2-3 человека периодически подходит. По их лицам видно, что они не просто скорбят, но и негодуют. Место захоронения Героя России, талантливого руководителя и бизнесмена не просто удивляет или возмущает… оно шокирует… Хотя сам шеф для упокоения даже простых погибших бойцов, контрактников “Проекта К”, не говоря уже о командирах своей команды, всегда находил достойные увековечения их памяти места в великой России.

.

.

Половину обратной дороги я думал не только об этом… Как и куда я буду вызывать такси – тоже вопрос вопросов при полном отсутствии знания того района Санкт-Петербурга, где находится Пороховское кладбище. Но мне повезло.

Уже почти у выхода две пожилые женщины приводили в порядок могилы своих родных. Они стали размышлять, какие именно объекты тут поблизости могут без проблем быть опознаны таксистами. Предложили мне выйти к проезжей части, дойти до перехода, и найти школу №15, в которой они учились ещё в прошлом веке. Уж их-то школу, убеждены петербурженки, должны знать все.

Но неожиданно на главной аллее появился автомобиль, ехавший к выходу. Он остановился, водитель поздоровался со знакомыми ему женщинами, которые поделились с ним моей проблемой, и он предложил подвезти меня до места, откуда вызвать такси не составит проблем.

С хорошим попутчиком любая дорога значительно короче, особенно, если есть о чём поговорить.

.

.

Он рассказал, что в день похорон и трое суток после на кладбище творилось что-то невообразимое. Какое-то невероятное количество полиции, военных и вообще народа… так нехарактерно, непривычно для этого тихого, почти забытого всеми места.

.

.

Всё происходило в спешке и суете, никто ничего не понимал. Катафалк приехал во второй половине дня. Были родственники – мама, Виолетта Кировна, несчастная, очень маленькая, убитая горем, уже давно хорошо знакомая работниками кладбища – много лет ухаживающая здесь за могилами покойных мужей – отца и отчима Евгения Пригожина. А теперь потерявшая и сына, пережившая и его.

Была и любимая дочь Евгения Викторовича, с которой они вместе часто приходили навещать могилы предков. Были на похоронах вдова и сын Пригожина, сотрудники его компаний, командиры, друзья… но народу было немного… А вот если бы пришли все, желающие с ним проститься, они просто не поместились бы на узких, длинных дорожках, ведущих к захоронению… ничего не увидели и не услышали… случилась бы давка…

За последние годы, особенно за время Специальной военной операции (СВО) России на Украине, у Евгения Пригожина появились не десятки и даже не сотни, а тысячи уважающих и любящих его братьев и сестер, друзей и подруг, учеников и учениц, сыновей, дочерей и даже внуков – играющих в вагнеров детей… людей разных возрастов, полов и национальностей, считающих его БАТЕЙ. И не только в России, но и на разных континентах планеты Земля, идущих за ним под его знаменами, его знаменитой армии, самой сильной армии в мире… людей, с гордостью носящих шевроны созданной им команды, людей, кидающих друг другу при встречах и прощаниях ДЖАМБУ…

.

.

Но современный мир перевернулся… после Великой Отечественной Войны руководством страны было принято решение хоронить всех Героев Советсконо Союза с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. С годами это решение утратило свою силу. Теперь там хоронят с разрешения высокого начальства или за огромные деньги всех, кого не попадя… Теперь – они наши герои и защитники, имена которых будут знать и помнить многие поколения граждан великой страны???

Кто-то там, наверху, неизвестный нам, а, может, и всем известный, теперь решает где хоронить наших героев, кто достоин вечно оставаться героями, оставаться легендами в памяти народов, и не только нашей страны.

Да-да… Мне повезло, не без препятствий, с помощью простых петербуржцев, мне удалось побывать на могиле человека, которого совесть не позволяет не отблагодарить за то, что он многих научил многому…

Но я решил поделиться своим опытом и впечатлениями совсем не просто так, а, чтобы предупредить тех, кто откликнется на призыв отдать должное Героям России и нашим героям 1 октября, на 40-й день их гибели…

Возвращаясь по узким дорожкам кладбища, я думал, что утверждение о том, что дорога к святым местам не может быть легкой, верно. Можете мне возразить: “Какие же они святые, они же сами утверждали, что они попадут в ад…” Да… но, чтобы стать в аду лучшими, нужно жертвовать многим, даже самым ценным – своей жизнью… Жизнь, отданная за други своя… Это свято – не я придумал.

.

.

Время всё расставит по своим местам. История, которая уже много раз переписывалась разными поколениями, уверен, будет переписана и на этот раз. И те, кто сейчас там, наверху, решает, кто, когда и где должен быть похоронен навечно, будут навсегда прокляты людьми, гражданами той страны, которой они, зачастую, своим твердым, не подлежащим изменению решением, назначили себя управлять огромным, могучим государством.

Люди всё это видят и понимают, но до времени молчат. Уверен, однажды все наши настоящие герои займут своё достойное место, причём, не только в сердцах, в душах и в памяти, но и в истории, и на погостах страны. А те, кто устроил этот шабаш с похоронами лучших, Героев России, навсегда будут из этой истории вычеркнуты или займут в ней тоже своё, позорное место. Кровь, Родина, Честь, Справедливость, Отвага – вот законы нашей жизни! Были, есть и будут… Мы – русские, мы – россияне, и мы – победим!

.

.

P.S. Когда заканчивал писать эти строчки, вдруг вспомнил, что не пересчитывал количество красных и белых роз, оставленных мной на могиле Евгения Викторовича. Но точно знаю, что их количество было нечётным, таким, какое положено у нас дарить живым. И ещё точно знаю, что ничего в жизни людей не происходит случайно. Всё заранее предрешено, и вовсе не теми людьми, что считают себя богами… я в это свято верю, и не только я один… и ещё раз – путь к святым местам всегда очень трудный, но сильные его преодолеют.

.

Поделиться/Share

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо за всё ,что написали о Евгении Викторовиче. Прошло три месяца ,а в душе тяжело.Очень хорошо,что про кладбище пояснили,мы с семьёй хотим навестить летом 2024.Ещё раз спасибо за рассказ.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.