Поделиться/Share


Беседует Сергей Правосудов

Николай Владимирович, недавно вышла ваша книга «Герои или Титаны» о мире профессий настоящего и будущего. Начну с самого простого вопроса: зачем кому-то может понадобиться эта книга?

– Вопрос абсолютно резонный. Сейчас выходят тонны как отечественной, так и переводной научно-популярной и публицистической литературы, в том числе по профессиональной самоориентации. Что нового может найти читатель именно в моей книге? У меня на этот вопрос есть два ответа. Первый: современная действительность вообще и рынок в частности меняются более чем интенсивно, и человеку в течение жизни совершенно необходимо иметь несколько профессий. Второе: несмотря на то что мир профессий очень сложный, моя базовая идея состоит в том, что все профессии, в общем-то, делятся всего лишь на два класса: творческие и профессии-службы.

Смена профессии – это нормально

Как это – иметь несколько профессий? Получать сразу несколько образований?

– Получать образование, проходить переподготовку, иметь дополнительное образование – это нормальная практика для современного человека. Иное дело, что данный процесс не должен превращаться в самоцель. Истории про вечных студентов хорошо известны. Образование преследует две основные цели: создание базового культурного уровня и формирование профессиональных компетенций. Обе цели важны и необходимы, и двигаться к ним надо, как это ни парадоксально, всю жизнь. А причина здесь очень проста: мир меняется – и образование, полученное, скажем, 20 лет назад, уже не отвечает современным реалиям. Если базовые ценности, к счастью, меняются медленно, то профессиональные знания и навыки уже безнадежно устарели. В общем, надо учиться. Что касается нескольких профессий для человека, то здесь у меня тоже есть два ответа. Первый: при определении своей карьерной траектории человек сразу должен быть готов к пути по самореализации сразу в нескольких профессиях. Второй: несколько профессий могут понадобиться человеку последовательно в течение жизни.

Хотелось бы примеров…

– Пожалуйста! Можно взять для примера такую творческую профессию, как журналист. Вы же согласны с тем, что она творческая? Так вот, решив стать журналистом, человек оказывается на некой профессиональной развилке, когда он может реализоваться как минимум в трех карьерных траекториях: а) как собственно профессиональный журналист; б) как PR-менеджер; в) как писатель (сценарист, публицист и пр.). Все три профессиональных направления очень друг на друга похожи, но тем не менее это разные профессии – с разными видами деятельности, с разным содержанием и с разной формой самореализации. При этом, как показывает практика, один и тот же человек может двигаться по этим трем профессиональным трекам одновременно и параллельно, сотрудничая, скажем, с тремя работодателями. Пример последовательной самореализации еще более простой: человеку надоело быть журналистом – и он стал издателем или продюсером…

Но журналист и издатель – близкие профессии…

– Близкие по сфере деятельности, а не по содержанию. Но можно привести и другой пример: в 1990-е многие инженеры стали бизнесменами. Не у всех это получилось, однако предпринимательский класс в России так или иначе сформировался. У меня в книге представлены интервью с несколькими известными людьми: Жоресом Алферовым, Владимиром Познером, Демьяном Кудрявцевым, Борисом Титовым, Ильей Варламовым… Я думаю, их карьеры и взгляды на жизнь послужат хорошим примером и будут интересны читателю.

Возвращаясь к моему вопросу – зачем ваша книга? Чтобы находить себе профессию?

– Можно и так сказать. По сути, я писал о том, как лучше ориентироваться в сложном мире профессий. Проблема поиска себя в профессиональной сфере стоит не только перед юношами и девушками, оканчивающими школу. Это важнейший вопрос для поколения 40-летних и других. Никому не нужны чужие советы и решения. Человек должен всё решать сам, и я этой книгой пытаюсь ему подсказать то, как не потеряться в мире профессиональных систем и современных вызовов.

Image result for профессии будущего

Новые вызовы

О каких вызовах идет речь?

– Этих вызовов много. Они связаны и с изменением технологического уклада, и с новой промышленной революцией. Есть вещи, которые уже коснулись каждого из нас.

Например, за последние десятилетия, что называется, в течение нашей жизни, мы переживаем уже несколько промышленных революций. Не так давно прошла одна из них (исторически ее считают третьей), и к нам пришли компьютеры всевозможных форм и предназначений. Сейчас на пороге четвертая промышленная революция с интернетом вещей, роботами, 3D-печатью и блокчейном. Меняются ли профессии вместе с этими революциями? Конечно, да! Но эти изменения не так фундаментальны, как нам иногда кажется. Скажем, массовая профессия инженера появилась всего лишь после второй промышленной революции, грубо говоря, меньше 100 лет назад. За это время вокруг данной профессии поменялось почти всё, но не поменялось главное – содержание профессии инженера: ему по-прежнему надо заставлять технику быть полезной людям. И, на самом деле, моя книга именно о том, что фундаментальное содержание профессий практически не меняется, несмотря на все вызовы, уклады и революции. Поняв, из чего складывается та или иная профессиональная система, какие операции и действия нужно в ней совершать и какие знания и компетенции для этого требуются, можно, при определенном желании, адаптировать профессию, а точнее, род деятельности под любые, даже самые радикальные изменения окружающей действительности.

«Титаны» – это представители профессий-служб, они держат Землю на своих плечах. А «герои» – это носители творческих профессий, они заставляют Землю вращаться

То есть будущее не такое уж непонятное?

– На самом деле да! И я искренне хочу со всем поделиться своим оптимизмом. Да! Всё вокруг меняется! Но художники по-прежнему должны рождать художественные образы и создавать прекрасное. И неважно, на чем они работают – на холсте или на компьютере. Изобретатели должны создавать новые устройства, инженеры – загружать их работой, а предприниматели – из всего этого извлекать прибыль. Профессиональные системы, как и культурные ценности, меняются медленно, и в этом состоит залог и основа эволюционного поступательного развития. Но разобраться в мире профессиональных систем так или иначе необходимо, что я, собственно, и предлагаю всем сделать.

Расскажите подробнее о том, что профессии бывают двух классов.

– Это базовая концепция моей книги, вокруг этой идеи всё и строится. Именно поэтому книга называется «Герои или Титаны». «Титаны» – это представители профессий-служб, они держат Землю на своих плечах. А «герои» – это носители творческих профессий, они заставляют Землю вращаться. Как вы понимаете, оба эти класса профессий важны и необходимы. Без любого из них цивилизация невозможна. Творческие профессии характеризуются такими ценностями, как творческий образ, поиск, озарение, новое, оригинальное. А о профессиях-службах говорят, наоборот, такие императивы, как сервис, служба, порядок, опыт, логика, стандарт, типичное…

Что объединяет творческие профессии?

– Все творческие профессии как системы объединяет одна важнейшая основополагающая черта: в рамках творческой профессиональной деятельности человек всегда создает образы: художественные, научные, бизнесовые и пр. Несмотря на то что все эти образы имеют различное предназначение, их творческая суть не меняется. Образ – это видение, рождаемое в голове (или сердце) творца и отражающее его представление о том, что он хочет предложить миру. Каждый образ уникален, его нельзя повторить или стандартизировать. Творческие задачи представителям этих профессий приходится решать каждый день, и в этом суть и содержание их работы: придумывать, создавать, креативить, созидать нечто, что требуется рынку и работодателю в данный момент.

То есть, по-вашему, к творческим профессиям относится не только мир искусства?

– Об этом говорит проведенный мною анализ. Творческие профессии характерны не только и даже не столько литературе и искусству. Творческое характерно для работы изобретателя, программиста, промысловика, спортсмена, журналиста и других. Я хотел бы особенно подчеркнуть, что к творческим профессиям также относятся профессиональные системы политика и предпринимателя. Это очень важный вывод, и на него необходимо обратить внимание не только тем, кто ищет свою профессию, но и руководителям наших городов и регионов.

Что вы имеете в виду?

– В поездках по регионам я нередко слышу различные мнения относительного того, что нужно сделать в первую очередь для регионального развития. И тут спектр идей – самый разнообразный: от открытия Диснейленда и футбольного стадиона до Силиконовой долины и адронного коллайдера. Это всё, конечно, замечательно, но решает, в лучшем случае, только малую часть проблем, оставляя социально-экономическую ситуацию в регионах по-прежнему проблемной.

Image result for vaporwave

Региональное развитие

И что же нужно делать? Открывать университеты?

– «Открывать» как раз ничего не надо. Нужно создать условия для того, чтобы всё, что нужно, открывалось самостоятельно или в крайнем случае лишь при содействии региональных и местных властей. А последним необходимо создавать в регионах качественную творческую среду – с креативными пространствами, творческими институциями, грантами на реализацию творческих проектов и тому подобным. Для чего всё это надо? А банально для того, что творческая среда стимулирует все виды творческой деятельности. Грубо говоря, малый и средний бизнес с большей долей вероятности начнет развиваться там, где творческая деятельность не является экзотикой и не сосредоточена исключительно в школах искусств, региональных музеях и театрах. Я со всей ответственностью могу сказать: инвестируя в творчество, регион инвестирует в собственное опережающее экономическое развитие.

Прецеденты в регионах есть?

– Прецеденты есть, и вы их прекрасно знаете. Здесь можно вспомнить и Татарстан, и Пермский край, и другие примеры. Кстати, Санкт-Петербург в последние годы сделал значительный шаг в сторону реального признанного европейского культурного и туристического центра. Кстати, я бы очень советовал регионам, в которых интенсивно развиваются индустриальные отрасли экономики, задуматься над инвестированием именно в развитие творческой среды, не ориентируясь на быстрый результат, а исходя из того, что данная сфера прекрасно сработает на диверсификацию экономики в будущем. Кстати, развитие гражданской активности также, по аналогичной схеме, стимулирует предпринимательство. Об этом тоже стоит задуматься.

Хорошо! Давайте вернемся к вашей классификации профессий. Вы сказали, что есть еще профессии-службы. Что вы под ними подразумеваете?

– Это все виды профессиональных деятельностей, в которых производятся стандартные, описанные заранее в уставах или регламентах услуги.

Можно сказать, что это, например, военная или гражданская служба?

– Можно, но не только. Работа служащего в банке, с точки зрения содержания, по сути, ничем не отличается от профессиональной деятельности федерального или регионального чиновника. В обоих случаях мы имеем дело с инструкциями, нормативами и стандартными процедурами. Эта работа крайне важна и необходима. Без реализации принятых решений наша жизнь просто остановится. Именно поэтому я не перестаю повторять, что «титаны» не менее ценны для мира, чем «герои». В общем, я выделяю несколько профессий-служб, но они крайне близки друг другу по содержанию, что позволяет нам говорить о наличии некой служебной мегапрофессии, которая в будущем превратится в единую профессиональную систему под условным наименованием «универсальный служащий».

Image result for robot workers

Профессии будущего

А что станет с профессиями в грядущем? Говорят, они умрут как явление?

– Я не верю в скорую смерть профессий. По крайней мере в ближайшие десятилетия им ничего не грозит. Да, мир меняется. И за четвертой промышленной революцией мы неминуемо увидим пятую, шестую, седьмую и так далее. Конечно, часть деятельностей роботизируется или исчезнет. Но, уверяю вас, места на работе всем хватит. В этом меня убеждают некоторые из наблюдаемых сейчас трендов. Остановлюсь лишь на некоторых из них, которые непосредственно влияют на профессии.

Итак, грубо говоря, мир расширяется и географически, и экономически, и ментально. Появляются явления и деятельности, о которых мы раньше и помыслить не могли. Например, блокчейн. Еще один тренд – движение от глобального рынка к множественности рынков. Человек, например, в сфере личного потребления уже не хочет иметь стандартный качественный продукт: он мечтает об индивидуальной одежде, индивидуальном автомобиле и уникальной жилой конструкции, он хочет индивидуального неповторимого досуга.

Универсальные технологи, прогрессоры, философы (как носители мудрости), наставники, универсальные служащие и художники, системные управленцы – всё это профессии будущего

Всё это говорит о том, что расширение запросов потребует новых предложений, которые кто-то должен придумать и реализовать. По большому счету мы идем по пути формирования системы индивидуальных миров, которые нужно кому-то создавать, развивать и обслуживать: поддерживать гигиену, энергетический баланс, ментальную содержательность и т.д. И роботы без человеческого участия точно не справятся, а значит потребуются и инженеры-энергетики, и креативные дизайнеры, и даже профессиональные путешественники и пилоты, способные обеспечить транспортировку того или иного индивидуального мира в нужные ему точки пространства. Универсальные технологи, прогрессоры, философы (как носители мудрости), наставники, универсальные служащие и художники, системные управленцы – всё это профессии будущего, которые рождаются прямо сейчас, на наших с вами глазах.

Картина у вас получается футуристическая, а как это может повлиять на нашу сегодняшнюю жизнь?

– Повторю то, с чего начал: каждому надо быть готовым к тому, чтобы обладать несколькими профессиями или иметь возможность овладеть новой профессией. Это запрос из будущего, который мы слышим уже сейчас. Кроме того, уже современному рынку нужны не узкие специалисты, а работники с широким кругозором и широкими профессиональными и культурными взглядами. Это касается не только лиц творческих профессией. Нетривиальность мышления нужна и инженерам, и врачам, и даже чиновникам. «Узколобость» уже есть признак непрофессионализма.

Наконец, движение к множественности рынков и расширение возможностей для индивидуальных решений неминуемо повысит роль культуры как системы гармоничной интеграции личности в общественную коллективную целостность. Грубо говоря, у индивидуумов должно оставаться что-то общее, и данную роль играет именно культура, об этом говорил еще Лев Гумилев. А раз так, то культурную интеграцию человека нужно проводить уже сегодня, начиная с ценности высшего образования (которое формирует культуру) и заканчивая творческой средой. Это вполне понятные прикладные задачи уже сегодняшнего дня, ими надо заниматься и органам власти, и общественным институтам, и каждому из нас. Кстати, носитель культурных ценностей, или «культурный человек», – тоже профессия будущего, описанная в моей книге, которая актуальна уже сегодня.

Читайте также: Удаленная редакция: как пасти котов и заменят ли журналистов роботы

Поделиться/Share

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.