Поделиться/Share

Почему Запад – в первую очередь США и Великобритания – так много внимания уделяет Ближнему Востоку? Почему ближневосточная политика Запада столь «несовершенна и безответственна» или всё так и задумано изначально? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, попробуем проанализировать ситуацию на примере Ирака.

А начнем с самого очевидного – проследим историю развития этой страны, рост нездорового интереса к ней со стороны мировых держав и ситуацию, в которой Ирак оказался благодаря всестороннему внешнему вмешательству. То есть для начала зафиксируем видимую часть иракского исторического айсберга.

И, в первую очередь, – события, связанные с периодом завоеваний территорий, которые составляют современный Ирак, а также с последующей колонизацией этой страны Великобританией.

Два потенциала

Сегодня Ирак, как и прежде, обладает природными, в том числе и геологическими ресурсами, контроль над которыми (или над потоками которых) стремятся получить ключевые региональные игроки и ведущие мировые державы.

А в дополнение к этому географическое положение по-прежнему дает Ираку значительные преимущества как крайне перспективного логистического и транзитного центра. Тем более, что подавляющая часть транзитно-логистического потенциала этой страны до сих пор так и не задействована.

Именно сырьевой и транзитно-логистический потенциал делал территорию Ближнего Востока привлекательной и крайне востребованной во все времена.

Но именно это с самого начала и провоцировало перманентную нестабильность, как во всём ближневосточном регионе, так, в частности, и на территории современного Ирака.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории этой страны с древних времен и до наших дней.

Перманентная нестабильность

В древности долина Тигра и Евфрата была центром зарождения шумерской, аккадской, вавилонской и ассирийской цивилизаций. Но после завоевания персами Древняя Месопотамия прекратила свое существование как политически самостоятельная единица.

В 539 году до нашей эры Кир II Великий разгромил халдеев и включил Месопотамию в состав персидского государства Ахеменидов.

Затем Персидское царство покорил Александр Великий, и, соответственно, территория современного Ирака вошла в Македонскую империю (в период между 334-м и 327-м годами до нашей эры).

А после ее распада – в состав образовавшегося на ее развалинах государства Селевкидов, представлявшего собой эллинистическую монархию. Впоследствии Месопотамия была частью Парфянского царства.

В 115 году нашей эры долина Тигра и Евфрата была завоевана Траяном и стала провинцией Римской империи, а в 227 году была захвачена новой персидской династией Сасанидов.

В 635-637 годах Месопотамию покорили арабы, которые включили эту территорию в Арабский (Исламский) Халифат.

После смерти пророка Мухаммеда в исламе произошел раскол, в результате которого появились шииты и сунниты. Жители Месопотамии в большинстве своем были последователями двоюродного брата пророка Мухаммеда – Али (был халифом с 656-го по 661 год) и исповедовали шиизм.

Однако в 661 году власть над халифатом захватила династия Омейядов, которая стала насаждать в регионе суннизм. Противостояние суннитов с шиитами привело к поражению в 750 году Омейядов, которых сменила династия Аббасидов.

Именно при Аббасидах, в 762 году, был основан город Багдад, который стал центром Арабского халифата, простиравшегося от атлантического побережья Северной Африки до Северной Индии.

Но к концу IX века Исламский халифат кардинально «потерял в весе» – Аббасиды утратили контроль над большей частью своего прежнего «царства».

Тем не менее, Арабский халифат просуществовал вплоть до 1258 года, когда в Месопотамию вторглись монголы, которые опустошили регион, разрушили Багдад и убили халифа.

Затем Междуречьем правили две монгольские династии, после чего регион довольно долго находился под властью тюркских правителей.

Например, между 1393-м и 1405-м годами Месопотамия входила в империю Тамерлана, а затем контролировалась двумя туркоманскими родами.

В начале XVI века здесь относительно недолго правили курды. А также шахская династия Сефевидов – первым властителем из этой династии в 1501-1524 годах стал потомок основателя суфийского ордена Сефевие родом из «Иранского Азербайджана».

Территорией нынешнего Ирака Сефевиды правили в рамках обширного Кызылбашского государства, образованием которого изначально послужило объединение тюркских кочевых племен, говоривших на «азербайджанском» языке.

Но в 1534 году долина Тигра и Евфрата была отвоевана у Кызылбашского шахства турками-османами в ходе «турецко-персидской» войны 1514-1555 годов. И была присоединена к Османской империи, в составе которой оставалась вплоть до ее развала после Первой мировой войны.

Под пятóй Британской империи

Колонизация Ближнего Востока «просвещенной» западноевропейской цивилизацией не принесла региону ни счастья, ни достатка, ни стабильности.

В 1914 году в Месопотамию вторглись британские войска – в 1917-м они заняли Багдад и Киркук и к 1918-му взяли под контроль практически всё Междуречье.

В 1920 году на основе османских вилайетов Басра, Мосул и Багдад было создано колониальное государство Ирак – мандат на управление им до 1932 года от Лиги Наций получила Великобритания.

В 1921 году подконтрольный британцам Ирак был провозглашен королевством – в стране была установлена конституционная монархия.

А в 1932 году была провозглашена формальная независимость Ирака, хотя де-факто страна еще долго оставалась под крайне сильным и всестороннем влиянием Великобритании, которое подкреплялось, в том числе, и наличием на иракской территории британских военных баз.

Во время Хашимитской монархии (1932-58) серьезных проблем между британскими колонизаторами и правящей в Ираке династией не было. И не могло быть, так как Хашимиты, фактически приведенные к власти Великобританией, занимали крайне прозападную и пробританскую позицию. Что вполне естественно.

Главное, что их беспокоило – увеличение собственного дохода от использования колонизаторами национальных богатств Ирака. Для чего нужно было укреплять свою власть и распространять свое влияние в регионе.

Впрочем, такое положение было неприемлемо для остальной части иракской элиты и подавляющей части иракского общества.

Поэтому во время Второй мировой войны, в 1941 году, в Ираке был совершен «прогерманский» военный переворот, главной целью которого был выход из-под контроля Великобритании.

Однако попытка получить независимость от англосаксонской цивилизации оказалась неудачной.

Для защиты «иракской собственности» Великобритании в Басре высадились крупные соединения британских войск, которые достаточно быстро восстановили прежний баланс сил.

И после «тридцатидневной войны» Ирак вновь оказался под полной оккупацией Великобритании.

В 1948 году британское правительство навязало Ираку Портсмутский договор, который давал Великобритании право вводить на иракскую территорию свои войска в случае фактически любой возникавшей угрозы.

При этом решающее слово в принятии решений в рамках этого договора оставалось именно за британскими офицерами.

Вместе с тем на неопределенный срок в Ираке должны были оставаться базы вооруженных сил Великобритании, а иракское руководство, как и прежде, лишалось возможности принятия самостоятельных внешнеполитических решений.

Условия Портсмутского договора были настолько кабальными, что даже пробританское правительство Ирака было вынуждено его отвергнуть из-за начавшихся народных волнений.

Однако в 1955 году Ираку пришлось подписать другой договор, Англо-иракский, который фактически закреплял зависимое положение страны от Великобритании во внешней политике и в военном отношении, а, соответственно, и в экономике.

Кроме того, был заключен Багдадский пакт, предполагавший создание по инициативе и в интересах Великобритании, США и Турции военно-политического блока на Ближнем и Среднем Востоке, в состав которого во главе с Великобританией вошли Ирак, Турция, Пакистан и Иран.

Всё это оставляло Ирак в полном подчинении Великобритании. Правда, ненадолго. В начале 1950-х на Ближнем Востоке начались кардинальные изменения, которые не могли не повлиять и на ситуацию в Ираке.

Ветер перемен

К середине XX века на Ближнем Востоке начало стремительно набирать обороты движение против колониальной зависимости ближневосточных стран от Запада.

В частности, из-под британского гнёта стал выбираться Египет. Формально эта страна получила независимость от Великобритании еще в 1922 году, но, как и в случае с Ираком, реальной самостоятельности Египет так и не получил.

Однако в 1952-году в стране был совершен военный переворот (вошел в историю как Июльская революция), в результате которого египетский король был свергнут. И уже в 1953-м Египет превратился из королевства в республику.

В 1956 году главой этой республики официально стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер, впоследствии ставший культовой фигурой во всём Арабском мире.

Он боролся за получение Египтом полной независимости от Запада, за самостоятельное интенсивное развитие Ближнего Востока, за социальную справедливость в регионе и за арабское единство.

Естественно, что продвигаемая Насером идеология панарабизма и его активные выступления против западного империализма вступали в прямое противоречие с ближневосточными интересами, прежде всего, Великобритании, а также Франции и США.

Так Насер выступал категорически против Багдадского пакта, поддерживал вооруженную борьбу Алжира за независимость от Франции и открыто признавал коммунистический Китай.

При этом он выказывал готовность плотно взаимодействовать с Восточным блоком, возглавляемым Советским Союзом, даже в области вооружений, что, естественно, было воспринято как явная угроза Западу и, прежде всего, США.

В дополнение ко всему Насер принял решение национализировать Суэцкий канал, который, находясь на территории Египта, фактически принадлежал Великобритании и Франции, выступавшими основными владельцами (старшим и младшим соответственно) этого прибыльного международного транзитно-логистического предприятия.

Всё это привело к Суэцкому кризису, имевшему огромный резонанс «во всём цивилизованном мире». Достаточно сказать, что на защиту «западных ценностей» в Египет были направлены британские, французские и даже израильские войска.

Однако Египет смог отстоять свое право на Суэцкий канал и на свою независимость, что кардинально увеличило популярность Насера в Арабском мире и не только.

Между тем, кардинальные изменения в это время происходили и в Сирии.

Напомним, что в 1920 году, после развала Османской империи, Сирия чуть было не стала «независимым» арабским королевством. Сирийским королем тогда даже был объявлен Фейсал из династии Хашимитов, позже провозглашенный британцами королем Ирака.

Но в Сирии его «забраковали» французы. Напомним, что в 1922 году мандат Лиги Наций на управление сирийской территорией получила Франция. А в 1926-м эта подмандатная территория была разделена на два государства – Сирию и Ливан.

В соответствии с подписанными в 1936 году соглашениями, Сирия должна была получить независимость от Франции, но в 1939-м французы отказались ратифицировать соответствующий договор.

Впрочем, в конце 1941 года Франция была вынуждена предоставить Сирии независимость, оставив при этом свои войска в этой стране до окончания Второй мировой войны.

В 1946-м французские войска были выведены из Сирии под давлением СССР, несмотря на активное противодействие США. Страна стала активно развивать взаимодействие с Советским Союзом на всех возможных направлениях.

А в 1954 году большинство мест в парламенте Сирии получила «Партия арабского социалистического возрождения» (БААС), идеология которой представляла собой синтез арабского социализма, панарабизма и антиимпериализма.

БААС, основанная в 1947 году в Сирии, имела отделения во многих других ближневосточных странах и требовала кардинальных преобразований на всём Ближнем Востоке.

Одним из значимых шагов в направлении достижения этой цели стало предложение сирийского баасистского правительства об объединении Сирии и Египта, которое последовало в начале 1958 года.

И в феврале того же года Египет и Сирия слились в едином порыве в Объединенную Арабскую Республику (ОАР). Столицей ОАР стал Каир, ее президентом – Гамаль Абдель Насер. Государство это просуществовало вплоть до 1961 года.

Очевидно, что такие изменения в ближневосточном регионе представляли прямую угрозу влиянию династии Хашимитов как в Ираке, так и на всём Ближнем Востоке.

Во-первых, популярность панарабского движения стремительно росла и в Ираке, что неминуемо усиливало стремление иракских народов сбросить с себя британское колониальное иго.

А, напомним, что именно Хашимиты были главной внутренней опорой Великобритании в Ираке. И наоборот – британцы выступали гарантами незыблемости в стране власти Хашимитов.

Во-вторых, Хашимиты, потомки Хашима ибн Абд Манафа – прадеда пророка Мухаммеда, будучи шиитами, вели ожесточенную борьбу за власть и вес в ближневосточном регионе с суннитами еще со времен противостояния с династией Омейядов.

Между тем, создание ОАР ассоциировалось у Хашимитов не иначе как с усилением на Ближнем Востоке влияния суннитов.

Поэтому всё в том же 1958 году, в ответ на формирование Объединенной Арабской Республики в составе Сирии и Египта король Ирака и его кузен король Иордании предприняли попытку объединить свои Хашимитские королевства.

Впрочем, Арабская Федерация Ирака и Иордании просуществовала лишь около полугода.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Мирко Котич

Поделиться/Share

25 КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.