Поделиться/Share

В настоящее время активно обсуждается продление контракта на транзит российского газа по территории Украины. Не секрет, что объём украинского транзита зависит от скорости строительства на территории европейских стран газопроводов, которые станут продолжением «Северного потока-2» и «Турецкого потока». Продолжение «Северного потока-2» пройдет по территории Германии и здесь каких-то проблем не ожидается. Другое дело – юг Европы, где строительство еще не началось. И здесь имеется негативный опыт провала проекта «Южный поток».

В срыве реализации проекта «Южный поток» принято обвинять Болгарию, которая после визита американских сенаторов отозвала разрешение на строительство газопровода по своей территории. Однако «за кадром» остался тот факт, что соседи болгар – сербы, также сорвали сроки начала строительства. Газопровод должен был строиться одновременно на территории обеих этих стран. В Болгарии и Сербии состоялись торжественные мероприятия, по началу строительства газопровода «Южный поток», но реально работы так и не начались. В результате «Газпрому» пришлось пересмотреть маршрут газопровода и на свет появился проект «Турецкий поток».

В конце минувшего года строительство морской части газопровода «Турецкий поток» (2 нитки мощностью 15,75 млрд куб. м каждая) было завершено. Первая нитка будет обеспечивать газом Турцию. В результате освободятся газотранспортные мощности на территории Украины, Румынии и Болгарии, по которым сегодня идёт транзит российского газа в Турцию. Эти мощности можно будет запустить в реверсном режиме, чтобы газ шел из Турции в Болгарию. Проблема может возникнуть у Венгрии и Сербии, которые в настоящее время получают газ транзитом через Украину. Для того, чтобы присоединить их к «Турецкому потоку» необходимо построить соединительный газопровод между Болгарией и Сербией, а также модернизировать болгарскую и сербскую газотранспортные системы до границы с Венгрией.

Руководители Сербии любят говорить о том, как они любят Россию и о поддержке проекта «Турецкий поток». Стоит напомнить, что они на словах поддерживали и «Южный поток», но на практике не сделали необходимых шагов для реализации этого проекта. В случае с «Турецким потоком» ситуация похоже повторяется. В январе прошлого года президент Сербии Александр Вучич заявил, что строительство продолжения «Турецкого потока» на сербской территории начнется летом 2018 года. На практике этого не произошло. В конце января 2019 года он заявил, что строительство начнется через «несколько дней или недель». Тогда же глава сербской госкомпании «Сербиягаз» Душан Баятович уточнил, что строительство начнется в марте. Правда, в феврале он уже стал говорить о «конце марта – начале апреля». Завершиться строительство, по словам Душана Баятовича, должно к 15 декабря текущего года. Очевидно, что это вполне устраивает «Газпром» у которого в конце 2019 года истекает контракт с Украиной на транзит газа. Вопрос заключается в том выполнят ли сербы свои обещания?

Сербию в нашей стране многие любят. Достаточно вспомнить масштабные митинги протеста против бомбежек авиацией НАТО территории Сербии, которые состоялись в 1999 году у здания посольства США в Москве. Добровольцы из России воевали на стороне православных сербов против католиков хорватов и боснийских мусульман во время югославских войн в 1990-е годы. Однако многие забывают, что первая «цветная революция» произошла не в Киеве в 2004 году, а в Белграде в 2000-м. В результате к власти в Сербии пришли проамериканские силы. Формально Сербия не входит в НАТО и ЕС, но руководители этой страны постоянно говорят о своём стремлении влиться в состав Европейского Союза. Более того, сербское законодательство практически на 100% приведено в соответствие с нормами ЕС.

Характерный штрих – военнослужащие НАТО обладают на территории Сербии дипломатическим статусом. Россия уже несколько лет просит у руководства Сербии предоставить аналогичный статус сотрудникам российского центра МЧС в сербском городе Ниш, но безрезультатно. Российские спасатели неоднократно приходили на помощь сербам в чрезвычайных ситуациях. В частности, во время сильного наводнения в 2014 году. Однако дипломатического статуса так и не заслужили.

Мне приходилось часто бывать в Сербии. Первое время пребываешь в эйфории. Сербы постоянно говорят о том, как они любят Россию. Правда, вскоре они пытаются свести разговор к теме: «Я люблю Россию – дайте мне денег». Мне в этот момент всегда хотелось сказать: «Я люблю Сербию – дайте мне денег». В ходе общения с сербскими экономистами и политологами я узнал, что практически все сербское руководство находится в тех или иных отношениях с представителями спецслужб западных стран. И это никого не смущает. Более того, чем с большим числом спецслужб контактирует тот или иной человек, тем он считается авторитетней. Ведь на него есть спрос.

Александр Вучич и его окружение прекрасно вписываются в шаблон, который постоянно повторяется в разных странах. Группировка приходит к власти на националистических лозунгах. Новая власть обещает заботиться о национальных интересах своей страны. Однако поскольку эти люди приходят к власти с помощью сильной внешней поддержки от других стран, то им оказывается очень сложно отстаивать национальные интересы. Новые власти вынуждены принимать решения в пользу своих иностранных кураторов. Не секрет, что в Сербии многие СМИ находятся под зарубежным контролем. Иностранцы активно работают с сербскими общественными организациями.

Александр Вучич пытается повторить стратегию Тито, который основал движение неприсоединения, и играл на противоречиях между США и СССР. Однако Сербия — это далеко не Югославия. Она гораздо меньше и слабее. Противостояния между двумя блоками, исповедующими разную идеологию сегодня – нет. В США, России и Китае один и тот же капитализм, только со своими местными особенностями. В результате Вучич быстро пришёл к закономерному итогу. Население страны в нем разочаровалось. Тем более, что с коррупцией в Сербии традиционно ситуация весьма нерадостная. Свидетельство этому – многотысячные митинги против власти Вучича в крупных сербских городах. В этих условиях иностранцам проще всего свалить на него все грехи и сделать ставку на другого политика, чтобы снова повторить такой же цикл. Именно поэтому Вучич начал много говорить о своих прекрасных отношениях с руководством России и Китая. Он надеется найти поддержку у них. Сможет ли он выйти победителем в этой схватке? Скорее всего – нет. Но очевидно, что ожидать быстрой реализации проекта «Турецкий поток» на сербской территории не приходится.

Сербы очень любят рассказывать о своём превосходстве над болгарами. Правда, в случае строительства продолжения «Турецкого потока» болгарская компания «Булгартрансгаз» планирует справиться самостоятельно. А «Сербиягаз» создал для этой цели совместное предприятие с «Газпромом» – «Газтранс».

Мой опыт сотрудничества с сербами позволяет сделать следующий прогноз. Они будут постоянно рассказывать о трудностях, которые возникают при строительстве продолжения «Турецкого потока» и попытаются вытянуть из «Газпрома» и России максимум денег для «ускорения этого процесса». Одновременно они будут просить деньги у своих кураторов из США, Великобритании и других стран за то, что они задерживают строительство. В этих условиях точно сказать, когда газ из «Турецкого потока» поступит в Венгрию невозможно. Может получиться так, что Венгрию и Сербию окажется проще снабжать газом через «Северный поток-2».

Сергей Правосудов, директор Института национальной энергетики

Поделиться/Share

19 КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.