Поделиться/Share

В Сербии проходят выборы президента. Действующий глава страны Томислав Николич не стал баллотироваться на новый срок. Борьба за президентское кресло разворачивается между 11-ю кандидатами, однако реальные шансы, похоже, есть только у премьер-министра, печально известного своими крайне западными взглядами и стремлением отказаться от Косово – Александра Вучича. По последним опросам, он преодолевает планку в 50% голосов и имеет все шансы на победу в первом туре – даже если сложить результаты трех следующих за ним кандидатов, они не в состоянии обогнать его.

О том, почему оппозиция не смогла объединиться, чтобы выставить альтернативного кандидата, и о перспективах Сербии в случае победы Вучича “Самовар” побеседовал с Драганой Трифкович.

 

– Похоже, что Вучича собираются провести в президенты в первом туре. Насколько это реально?

– Выиграет ли Вучич выиграть в первом туре, зависит в основном от явки избирателей. Считается, что если явка выше 60%, есть возможность для второго раунда. Если явка будет меньше и граждане поведут себя пассивно, вполне вероятно, что Вучич выиграет в первом туре, потому что, в отличие от других, его избиратели мотивированы и часто обязаны голосовать.

– Почему сложилась такая ситуация, в которой из 11 кандидатов ни один человек не может составить конкуренцию Вучичу? Есть ли авторитетные политики в Сербии сейчас?

– Политическую сцену в Сербии на протяжении многих лет создавал Запад, контролирующий почти все рычаги власти. С другой стороны, оппозиция разобщена, находится в постоянных междоусобицах, и в значительной степени скомпрометирована. Большая часть национальной элиты согласилась сотрудничать с режимом за мелкие уступки, в то время как про либеральные элиты показали катастрофические результаты в предыдущем правительстве.

– 3 из 5 наиболее популярных кандидатов – “западники”. Означает ли это, что Сербия окончательно выбрала прозападный путь развития, НАТО и ЕС?

– Нет, это следствие того, что сербская политическая сцена создана под контролем Запада. Почти все сербские учреждения и ведомства находятся не на службе у граждан, а служат интересам иностранных государств. Средства массовой информации находятся под контролем Запада. В таких условиях практически невозможно предложить политическую платформу, которая не согласуется с общим направлением. Большинство граждан Сербии против европейской интеграции, и подавляющее большинство против сотрудничества с НАТО, но это не мешает нашим политикам действовать против воли граждан, которые их избирают.

-В Сербии более влиятелен премьер-министр, чем президент. Почему Вучич решил “понизиться”?

– Действительно, в Сербии функции президента скорее более церемониальные. Вучич решил стать кандидатом по двум причинам. Во-первых, Сербская прогрессивная партия не имела ни одного другого кандидата, который мог бы безоговорочно выиграть. Это частично заслуга все того же Вучича, потому что он создал авторитарную систему в партии и фактически уничтожил конкуренцию. Другая причина заключается в том, что его перемещение из кабинета премьер-министра в президентское кресло открывает больше возможностей для политического маневра , учитывая, что реализация его возможностей на текущей должности достигли максимума, а ему нужно продолжать расширять и продвигать свою политику.

– Кто имеет шансы стать премьер-министром при Вучиче?

– Вучич намерен контролировать правительство через своих подчиненных, а также как контролировал до него Борис Тадич или еще ранее – Слободан Милошевич. Учитывая тот факт, что Вучич сейчас тесно сотрудничает с главой Социалистической партии и первым вице-премьером Ивицей Дачичем, и что Дачич не стал выдвигаться на выборах, отказавшись от участия в пользу Вучича, вполне вероятно, что это является частью их совместного плана. Вполне возможно, что отказ от выборов – часть соглашения в Вучичем, что после его победы Дачич получит портфель премьер-министра. Конечно же, с условием сохранения большинства нынешних министров в правительстве Вучича. В качестве альтернативы, речь шла о двух близких и доверенных соратниках нынешнего премьера, но я думаю, что это нереально, потому что Вучич не хочет рисковать и портить отношения с  Дачичем, который теоретически может подорвать весь существующий режим.

Какого курса следует ожидать в случае его победы? В Европе растут тенденции к правому популизму и дезинтеграции. Вучич никак не вписывается в эту картину. Что будет с Сербией далее?

– Трудно оценить дальнейшие шаги Вучича, особенно учитывая тот факт, что он не ведет суверенную политику. Он убедительно играет на популизме без какого-либо четкого политического уклона, потому что за свою карьеру он прошел путь от крайнего националиста до неолиберала и евро-фанатика.

Я думаю, что его курс будет вилять и выстраиваться в соответствии с возможностями и внешней конъюнктурой, чтобы попытаться остаться у власти как можно дольше. Существенной проблемой для Сербии является то, что не существует никакого соглашения или закона о ключевых национальных и государственных интересах. В стране отсутствует какая-либо серьезная стратегия развития, и пока это остается так, Сербия просто будет пытаться приспособиться к обстоятельствам, навязанным ей извне.

Беседовала Анастасия Казимирко-Кириллова

Поделиться/Share

17 КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.